Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
—медицинское воздействие;
—психолого-педагогическую помощь;
— логопедическую работу.
Для детей со стертой дизартрией характерны:
1.Фонетические нарушения.
2.Фонематические нарушения.
3.Нарушение просодики.
4.Нарушение лексико-грамматического компонента языка.
5.Расстройство общей моторики.
6.Расстройство мелкой моторики пальцев рук.
7. Расстройство артикуляционной моторики
Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.
1-й этап— подготовительный.
Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:
1)нормализация мышечного тонуса,
2)нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3)нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4)нормализация голоса,
5)нормализация просодики,
6)нормализация мелкой моторики рук.
2-й этап— выработка новых произносительных умений и навыков.
Направления:
1)выработка основных артикуляционных укладов,
2)определение последовательности работы над звуками,
3)развитие фонематического слуха,
4)постановка звука,
5)автоматизация,
6)дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап— выработка коммуникативных умений и навыков.
Направления:
1)выработка самоконтроля,
2)тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4-й этап— преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап— подготовка к обучению в школе.
Направления:
1)формирование графомоторных навыков,
2)развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
—медицинское воздействие;
—психолого-педагогическую помощь;
— логопедическую работу.
Для детей со стертой дизартрией характерны:
1.Фонетические нарушения.
2.Фонематические нарушения.
3.Нарушение просодики.
4.Нарушение лексико-грамматического компонента языка.
5.Расстройство общей моторики.
6.Расстройство мелкой моторики пальцев рук.
7. Расстройство артикуляционной моторики
Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.
1-й этап— подготовительный.
Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:
1)нормализация мышечного тонуса,
2)нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3)нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4)нормализация голоса,
5)нормализация просодики,
6)нормализация мелкой моторики рук.
2-й этап— выработка новых произносительных умений и навыков.
Направления:
1)выработка основных артикуляционных укладов,
2)определение последовательности работы над звуками,
3)развитие фонематического слуха,
4)постановка звука,
5)автоматизация,
6)дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап— выработка коммуникативных умений и навыков.
Направления:
1)выработка самоконтроля,
2)тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4-й этап— преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап— подготовка к обучению в школе.
Направления:
1)формирование графомоторных навыков,
2)развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Литература:
1. Е.Ф. Архипова. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254